Авиакатастрофа, в которой погибли 200 человек: почему разбился самолет, летевший из Карши

В 1985 году самолет Ту-154Б-2, летевший из Карши в Ленинград, потерпел крушение в пустыне Кызылкум, недалеко от аула, расположенного в Навоийской области. В результате погибли 9 членов экипажа и 191 пассажир, находившиеся на борту самолета.

На вершине списка авиакатастроф с наибольшим количеством погибших в истории гражданской авиации СССР находится самолет Ту-154Б-2, разбившийся в 1985 году в пустынях Кызылкум. Тогда будет дано официальное заключение, что пилоты допустили ошибку в этом инциденте, в котором погибло 200 человек. На самом деле, говорят, что пилоты, которые не получают достаточного отдыха после длительных перелетов, засыпают.

10 июля 1985 года самолет Ту-154Б-2, летевший из Карши в Ленинград через столицу Башкирии город Уфу, через 46 минут после взлета разбился возле аула Кукпатас в пустыне Кызылкум в 68 километрах от города Учкудук. В результате погибли 9 членов экипажа и 191 пассажир, находившиеся на борту самолета.

Самолет Ту-154Б-2 (регистрационный номер СССР-85311, заводской номер 78А311, серийный номер 0311) был списан с Куйбышевского (ныне город Самара) авиационного завода 2 января 1978 года. В 1979 году самолет, переданный Министерству гражданской авиации СССР, был отправлен в Ташкентское управление гражданской авиации. На самолет были установлены три двигателя НК-8-2у производства Казанского моторного завода. На борту находились 9 членов экипажа, 4 пилота и 5 бортинженеров.

Разрушение

Самолет Ту-254б-2 Ташкентского авиаотряда, принадлежащий Управлению гражданской авиации Узбекистана, под бортовым номером СУ-5143 выполнял регулярные полеты по маршруту Карши-Уфа-Ленинград. В день крушения самолета на его 180-местном борту, кроме 9 членов экипажа, находился 191 пассажир. Из пассажиров 52 были маленькими детьми. Из них дети до 12 лет составляли 25 человек, а дети до 5 лет-27 человек. Некоторые мамы тогда сидели на одном месте с маленьким ребенком.

Самолет, который должен вылететь из аэропорта Карши в 19:00 по московскому времени, вылетит в 23:00. В тот же день Ту-154Б-2 прибыл из Ташкента в 18:45 с опозданием. Из-за необходимости отдыха пилотов, подготовки самолета к полету, заправки его топливом Ту-154Б-2 летает с опозданием на четыре часа. Даже тогда пилоты не смогут расслабиться.

По маршруту самолет должен был сначала приземлиться в Уфе, а затем вылететь в Ленинград. Задержка рейса на 4 часа, к тому же жаркая погода в Карши заставляла всех пассажиров нервничать и уставать.

Пилоты, управлявшие самолетом, командир экипажа Олег Белисов и второй пилот Анатолий Позюмский были опытными летчиками, налетавшими более 12 тысяч часов.

Через 40 минут после того, как самолет поднялся в воздух, он поднялся на указанную высоту 11 600 метров со скоростью 400 километров в час. После этого пилоты включают систему автоматического управления. Но неожиданно происходит сбой в электроснабжении самолета, и система автоматического управления и навигационное оборудование выходят из строя.

После этого самолет начинает трястись. Бортмеханик дважды замедляет движение двигателя, а не ускоряет его. Но этого не произойдет. Самолет начинает снижать скорость, сопровождаясь резкими толчками. Все действия пилотов по исправлению ситуации заканчиваются безрезультатно.

Через несколько секунд все двигатели самолета самопроизвольно останавливаются. Командир экипажа докладывает диспетчеру о неисправности двигателей самолета и о том, что они рушатся.

Через 46 минут после взлета самолет разбился в пустыне Кызылкум, в 68 километрах к северо-востоку от города Учкудук, возле аула Кукпатас. Когда самолет падает, он взрывается и сгорает. В результате погибли 9 членов экипажа и 191 пассажир, находившиеся на его борту. 52 погибших были детьми.

Проверка и официальное заключение

Как только самолет Ту-154Б-2 разбился, на место происшествия направляются различные специалисты для выяснения причин крушения.

Согласно отчету, подготовленному членами комиссии, расследовавшей крушение, в 23: 41 пилоты нажимают на рычаг автоматической системы управления, чтобы нормализовать высоту. В результате скорость погружения увеличивается до 3-4 МС. Затем они тянут за ручку, чтобы замедлить пикирование. В результате в самолете возникает неисправность, и он начинает трястись.

Один из пилотов переводит двигатель в более медленный режим работы, думая, что он столкнулся с воздушным зазором. Он пытается поддерживать высоту, а не набирать скорость. В результате скорость упала до 290 км/ч, а через 77 секунд после начала выхода из строя Ту-154Б-2 потерял управление и начал Комфортный старт.

Три двигателя автоматически отключаются из-за неисправности при падении самолета. Из разговоров в кабине пилотов стало известно, что командир экипажа Белисов в 23:43:53 успел сообщить диспетчеру о том, что в самолете отказали три двигателя.

Анализ показал, что при падении самолета члены экипажа до последних секунд пытаются восстановить положение. Причиной крушения называют то, что в жаркую погоду самолет не набрал достаточной скорости. В тот день, когда Ту-154Б-2 летел навстречу, температура воздуха составляла 30 градусов тепла.

При осмотре черного ящика самолета становится ясно, что Ту-154Б-2 летел медленнее, чем было отмечено при наборе максимальной высоты 11 600 метров, и в результате возникли проблемы.

В официальном заключении указывается, что пилоты допустили ошибки в управлении самолетом. Но другие пилоты так не думали.

Неофициальные выводы

Большинство пилотов после крушения Ту-154Б-2 не согласны с выводами комиссии, которая изучила инцидент. Они говорят, что причиной инцидента стали недостатки в конструкции самолета и неспособность пилотов летать без достаточного отдыха. По их словам, тогда экипаж самолета Ту-154Б-2, несмотря на жаркую погоду в Узбекистане, летал без круглосуточного отдыха, и тяжелые условия их утомляли.

Они обратили внимание, что экипаж самолета, не успев отдохнуть и в Ташкенте, сначала вылетел в Карши, а через считанные часы-в Ленинград. По их мнению, когда члены экипажа достаточно отдыхали, они не включали автопилот самолета и могли контролировать ситуацию.

Было высказано несколько предположений о причинах инцидента. По словам одного из них, вода вытекла из туалета самолета, и он повредил электрическую систему. В свою очередь, из-за проблем с электрической системой в самолете отказало автоматическое управление и другое оборудование.

По другому предположению, экипаж Ту-154Б-2 долгое время находился в полете без отдыха и из-за сильной усталости спал, включив автопилот. Оба пилота проснулись, когда самолет разбился, и в этот момент было невозможно исправить ситуацию.

Когда самолет Ту-154Б-2 приземлился из Ташкента в Карши, пилотам дали небольшой отдых. Вот почему существует высокая вероятность того, что сильно уставшие пилоты, поднявшись в небо, заснули, запустив автоматическую систему управления.

Летчик Василий Ершов, автор нескольких книг о полетах, также высказал предположение, что пилоты спали, включив систему автоматического управления.

По его мнению, взлет и резкое снижение самолета свидетельствует о том, что пилоты спали. Если бы пилоты не спали, они могли бы успеть принять меры к резкому снижению самолета.

Разбившийся самолет Узбекистана

Самолет, разбившийся в 1985 году под Учкудуком-не единственный случай в истории узбекской авиации. В разные годы несколько самолетов, принадлежащих узбекскому авиационному управлению, разбились, в результате чего погибло много людей.

  1. Самолет АНТ-20бис, маршрут Ургенч-Ташкент. 1942 год.

Первая серьезная катастрофа в гражданской авиации Узбекистана произошла 12 декабря 1942 года. Тогда самолет АНТ-20бис, летевший по маршруту Ургенч-Чоржуй-Ташкент, потерпел крушение за 50 километров до Ташкента.

В результате крушения погибли все находившиеся на борту 10 членов экипажа и 26 пассажиров. Позже выясняется, что командир экипажа разрешил одному из пассажиров управлять самолетом в качестве второго пилота, и по его ошибке произошла катастрофа.

  1. Самолет Ил-18, маршрут Ташкент-Самарканд. 1970-е годы

6 февраля 1970 года самолет Ил-18, летевший из Ташкента в Самарканд, потерпел крушение на высоте 2 700 метров за 90 километров до Самарканда. В результате погибли 7 членов экипажа и 85 пассажиров. Из пассажиров 7 были детьми.

После продолжительных расследований будет установлено, что причиной крушения стало неверное информирование диспетчером командира экипажа.

  1. Самолет Ил-18, маршрут Самарканд-Ташкент-Ленинград, 1974 год

24 июня 1974 года в Ташкенте потерпел крушение самолет Ил-18, летевший из Самарканда через Ташкент в Ленинград. Причиной крушения стала неисправность двигателя самолета.

После того, как самолет вылетел из Самарканда в Ташкент, в нем была обнаружена неисправность. После этого самолет ремонтируют, а время полета задерживают на 15 часов. Вскоре после того, как Ил-18 поднялся в воздух, становится ясно, что неисправность в нем не устранена до конца. Он разбивается, когда пилоты приземляются на самолет. Тогда на борту находились 106 пассажиров, 8 членов экипажа. Из них 1 человек погиб, 22 получили ранения различной степени тяжести.

  1. Самолет Ил-18, маршрут Ташкент-Нукус-Минеральные Воды. 1977 год

15 февраля 1977 года, когда самолет Ил-18, летевший по маршруту Ташкент-Нукус-Минеральные воды, достиг Минводы, воздух был покрыт густым туманом. Самолет входит в зону взлетно-посадочной полосы при таких неблагоприятных погодных условиях. Самолет, который не смог взлететь с первой попытки, немного приподнимается, оборачивается и снова начинает падать на взлетно-посадочную полосу.

Членам экипажа не удается захватить самолет. Его левое крыло было сбито сильным ударом о землю в 2 километрах от взлетно-посадочной полосы и оторвано. Самолет, который продолжал взлетать, выкатился за пределы территории аэропорта, врезался в землю и загорелся.

В результате катастрофы погиб командир экипажа и еще 76 пассажиров. 3 из них были детьми.

  1. Самолет Ан-24, маршрут Ташкент-Навои. 1991 год

23 марта 1991 года самолет Ан-24, летевший из Ташкента в Навои, потерпел крушение при посадке в аэропорту Навои. В результате погибли 59 пассажиров и 4 члена экипажа из 34 человек, находившихся на борту. Выживают 29 человек.

Расследования, проведенные после крушения, показывают, что командир экипажа неверно сообщил диспетчеру о высоте, на которой стоял самолет. Вот почему самолет прибывает на взлетно-посадочную полосу с неправильной целью.

Когда Ан-24 не может взлететь с первой попытки, пилоты поднимаются наверх, чтобы развернуться. Во второй попытке пилоты самолета снова сбиваются с цели, и самолет вылетает с взлетно-посадочной полосы. В результате он врезается в бетонные ограждения на окраине аэропорта и сгорает.

  1. Самолет Як-40, Термез-Ташкент. 2004 год.

13 января 2004 года самолет Як-24, летевший специальным рейсом из Термеза, при посадке в аэропорту Ташкента выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и потерпел крушение. В результате погибли 5 членов экипажа и 32 пассажира, находившиеся на борту самолета. Среди погибших были четверо иностранных граждан, в том числе глава представительства ООН в Узбекистане британец Ричард Конрой.

Разбившийся Як-24 был изготовлен в 1975 году, последний раз его ремонтировали в Беларуси в 1999 году. Когда причины крушения будут изучены, будет установлено, что это произошло из-за ошибки пилотов. Из-за тумана в Ташкенте в тот день пилоты допустили ошибку при достижении высотной цели при посадке. Они будут на высоте 130 метров вместо 70 метров при посадке на взлетно-посадочную полосу. В результате самолет покидает взлетно-посадочную полосу. Он пробивает бетонные ограждения аэропорта, врезается в канал Карасу и сгорает. 15 января 2004 года в стране объявлен трехдневный траур.

Total
0
Shares
Предыдущий пост

В Навои нетрезвый водитель совершил ДТП, в результате которого погибли 3 человека

Следующий пост

“Самая трудная зона-Кашкадарья, мы дадим туда все, что потребуется”. Шавкат Мирзиеев о регионах, где отсутствует система водоснабжения

Related Posts